
Стимул – реакция: этот поведенческий закон справедлив и для простейших микроорганизмов, и для человека.
Так, инфузории и люди в темноте реагируют на свет одинаково: приближаются к освещенным объектам. Пример упрощенный, но объясняет принцип торгового освещения: покупателям в магазине должно быть комфортно, то есть свет в них не тусклый, но и не слепит глаза, а ценники и товары хорошо видны.
Освещение для магазина: главный параметр в организации подсветки
Посетители магазина не задумываются над тем, правильно ли выполнено освещение в торговом зале.
Люди просто ощущают комфорт или, наоборот, неудобство, двигаясь между стеллажами, разглядывая витрины, выбирая продукты. Вряд ли покупатель еще раз придет в магазин, в котором ему не понравилось. Поэтому при организации подсветки нужно сразу позаботиться о правильном выборе светильников.
Ключевой параметр для торгового света – уровень освещенности в зале.
Важно, чтобы посетители и сотрудники магазина не напрягали зрение под тусклыми светильниками и не щурились от излишне яркого света.
Нормы освещенности прописаны в Санитарных нормах и правилах.
Уровни освещенности в магазинах:
- торговые центры: 1000–2000 Лк;
- торговые залы супермаркетов и магазинов самообслуживания: 500–1500 Лк;
- верхний свет бутиков: 400–800 Лк, но акцент делается на витринах и манекенах: 1500–2500 Лк;
- кассовые зоны: 1500–2000 Лк;
- примерочные кабинки: 300–500 Лк.
Простая формула расчета уровня освещенности
Перед тем, как рассчитать освещение магазина и определить, сколько светильников потребуется, сначала нужно узнать высоту потолка и площадь торгового зала.
Формула проста: расчетное количество в люксах (определяется согласно СНиП) умножается на площадь магазина.
Например, уровень освещенности в бутике одежды с торговым залом на 60 «квадратов» высчитывается так: 500 Лк х 60 м2 = 30 000 Лм. Это при условии, что высота потолков – до 2,7 м.
Если потолки – 3 м, полученное число умножается на коэффициент 1,2. Для стен высотой 3,5 м берется коэффициент 1,5, если потолки 4 м, то полученное число умножается на два.
Сколько светильников потребуется
Когда определились с общим световым потоком, можно приступать к расчету количества светильников.
Если планируете использовать светодиодные лампы, то сложностей не возникнет: на упаковке каждого прибора указывается яркость (световой поток) в люменах. Например, 30-ваттный светильник излучает световой поток до 3000 Лм.
Остается только разделить общий уровень освещенности на световой поток одного светильника. Вот так: 30 000 Лм : 3000 Лм = 10. В результате получаем: на освещение бутика площадью 60 м2 потребуется 10 LED-светильников мощностью 30 Вт.
Вот так просто. Однако перед тем, как отправляться на сайт LED Factor за светильниками, рекомендуем также определиться с оттенком свечения, типом и дизайном светильников.
Стоит потратить время на расчет и проектирование освещения магазина, чтобы готовая подсветка работала исключительно на привлечение посетителей!